Как айтишники из Белгорода делают игровые стримы на всю страну

Михаил Мирчук является основателем популярного сайта goodgame.ru - это известная стриминговая платформа, где проводят киберспортивные трансляции и транслируют игровые турниры. С 2019 года компания является резидентом IT-кластера Белгородской области. О том, как появился портал, какая у него техническая начинка, насколько большая команда и как обстоят отношения с КХЛ - читайте в нашем интервью.

Михаил, расскажи, как возникла идея создания GoodGame?


Мы сделали портал 12 лет назад - тогда это был новостной сайт, посвященный компьютерному спорту, с контентом, фоторепортажами, интервью, а также аудиотрансляциями. Забегая вперёд, первые видеотрансляции начали делать примерно в 2010 году, но это было ещё далеко от того, каким мы видели итоговый продукт. В то время мы выдавали стримерам инструкции, чтобы они разобрались, скачали все необходимое и настроили - в определенное время было расписание трансляций и все выходили в эфир на один и тот же канал.

Со временем запросы от аудитории увеличивались и система требовала автоматизации процессов. Так появился стриминговый сервис, где любой зарегистрированный пользователь мог получить себе канал и начать вести свои трансляции.

Для стриминга мы пользовались продуктами, которые были тогда на слуху. У компании Adobe был flash media live encoder - программа, которая на стороне пользователя захватывала, кодировала и отправляла видеопоток, а также Flash Media Streaming ServeR, который разворачивался на сервере. Сейчас эти продукты уже не используются, но раньше они были практически единственно возможным решением, позволяющим делать трансляции.


Я учился в университете сервиса и экономики в Санкт-Петербурге. Когда завершал учёбу, выбрал в качестве темы своей дипломной работы первую версию GoodGame, но её, к сожалению, не одобрили. На удивление, специальность мне пригодилась. Я окончил «информационные системы в социально-культурной сфере» - можно сказать, что киберспорт связан со сферой культуры, а информационные системы - это техническая сторона GoodGame.

Но то, чему учили в вузе, было на очень базовом уровне. Реальные знания мы получали, работая на других сайтах. На тот момент я был внештатным журналистом в издании «Навигатор игрового мира» и писал статьи по киберспортивной теме. Была и вторая работа - на сайте proplay.ru, который и сейчас доступен. Практика и внутреннее понимание процессов работы привели меня и моих товарищей к мысли сделать все, каким бы мы хотели видеть свой сервис. Работая на заказчиков, это сделать не получалось - у нас было начальство, с которым приходилось всегда идти на компромисс, в разрез со своими идеями.

Первая аудитория GoodGame - наши единомышленники, примерно полторы тысячи ежедневных посетителей, которые пришли вместе с нами с сайта proplay.ru. Это наиболее активные участники нашей платформы.
Откуда появилась идея создания стримингового сервиса?
Откуда появилась идея создания стримингового сервиса?

Я учился в университете сервиса и экономики в Санкт-Петербурге. Когда завершал учёбу, выбрал в качестве темы своей дипломной работы первую версию GoodGame, но её, к сожалению, не одобрили. На удивление, специальность мне пригодилась. Я окончил «информационные системы в социально-культурной сфере» - можно сказать, что киберспорт связан со сферой культуры, а информационные системы - это техническая сторона GoodGame.

Но то, чему учили в вузе, было на очень базовом уровне. Реальные знания мы получали, работая на других сайтах. На тот момент я был внештатным журналистом в издании «Навигатор игрового мира» и писал статьи по киберспортивной теме. Была и вторая работа - на сайте proplay.ru, который и сейчас доступен. Практика и внутреннее понимание процессов работы привели меня и моих товарищей к мысли сделать все, каким бы мы хотели видеть свой сервис. Работая на заказчиков, это сделать не получалось - у нас было начальство, с которым приходилось всегда идти на компромисс, в разрез со своими идеями.

Первая аудитория GoodGame - наши единомышленники, примерно полторы тысячи ежедневных посетителей, которые пришли вместе с нами с сайта proplay.ru. Это наиболее активные участники нашей платформы.

Сколько времени ушло на создание первой работающей платформы?

Примерно три месяца до первого работающего прототипа, над ним работали трое человек. Надо понимать, что эта первая версия платформы была максимально простой. Сейчас мы создаем для сторонних заказчиков подобные сервисы и уже понимаем - над такими проектами должно работать минимум 5 человек на протяжении 6 месяцев. С тех пор, когда мы создавали свой сайт, требования значительно возросли, и всё гораздо сложнее сделать.

Допустим, под капотом нашей платформы есть чат, донаты, подписки, реккурентные платежи, вывод средств, юридические документы - много из этого можно делать чуть ли не год. Чтобы эта система работала при больших нагрузках, требуется много времени на её настройку. По последним данным, у нас на платформе одновременно идет около 350 трансляций, к концу каждого месяца поступают тысячи заявок на вывод средств. При такой нагрузке все механизмы должны быть автоматизированы и работать идеально.

Михаил Мирчук с Михаилом Галустяном ведут трансляцию The International 2016
Можешь назвать, сколько было потрачено средств на cоздание и запуск GoodGame?

Инвестиции со стороны брата и его товарища составили 1 миллион рублей. Эти деньги были единственным источником средств - мы потратили 500 тысяч на разработку сайта, а на другие 500 тысяч жили кое-как год-полтора, пока не появились первые стабильные средства, которые на самом деле были не такими уж стабильными. Спустя полтора года мы вышли в ноль, а позже появилась реклама, спецпроекты, рубрики с партнерами, это позволяло немного зарабатывать. Тогда мы стали лидерами в своей отрасли, практически не имея конкурентов в нише новостей и киберспортивных трансляций - помимо нас, работал хорошо знакомый Proplay и старейший Cyberfight.

Михаил Мирчук с Михаилом Галустяном ведут трансляцию The International 2016
Какие технологии для видео пришли на смену Adobe?

Если говорить о клиентской части, то здесь есть замечательные бесплатные и платные решения, которые позволяют стримеру формировать у себя нужный поток и отправлять его на сервер.

Что касается серверной части, то здесь у нас собственный стриминговый сервис, его мы написали сами. Он включает в себя прием потока, его транскодирование, балансировку нагрузки, раздачу контента. Еще есть пиринговая технология, позволяющая снизить нагрузку и обмениваться контентом среди пользователей, которая помогает нам в часы критической нагрузки. Есть несколько плееров: на HLS, с низкой задержкой, с классической перемоткой как на ютубе. Некоторые опции тестируем, другие только планируем, но все то, что видит на сайте пользователь, мы писали самостоятельно.

Назови самые яркие турниры, которые показывал GoodGame
Если брать самые значимые турниры, которые проходили через наш сервис - это, в первую очередь, Beeline Cup, ведущим которого был известный радио- и телеведущий Антон Комолов. Мы занимались тем, что проводили отборочные игры онлайн и отвечали за техническую составляющую на финальной части турнира. Компания Lenovo предоставила в качестве призов моноблоки и компьютеры.

Еще был Intel Challenge Cup - это серия турниров по всей России, первый турнир был Санкт-Петербурге, и мы привозили финнов - команду Horray, которые играли против чемпионов Virtus Pro в СS. 1.6. Эти соревнования мы проводили в кинотеатре «Кронверк синема». Удивительно! Это было в самом начале нашего пути, но прошло настолько ярко, что осталось в памяти. Зал, вмещающий 500 человек, был забит полностью и мы поставили плазменные экраны в холле, а команды сидели на сцене и играли для зрителей. Для Питера в то время было отличным результатом, когда в одном месте удалось собрать такую большую тематическую тусовку любителей Counter Strike. До сих пор вспоминается с улыбкой то мероприятие.


Если брать самые значимые турниры, которые проходили через наш сервис - это, в первую очередь, Beeline Cup, ведущим которого был известный радио- и телеведущий Антон Комолов. Мы занимались тем, что проводили отборочные игры онлайн и отвечали за техническую составляющую на финальной части турнира. Компания Lenovo предоставила в качестве призов моноблоки и компьютеры.

Еще был Intel Challenge Cup - это серия турниров по всей России, первый турнир был Санкт-Петербурге, и мы привозили финнов - команду Horray, которые играли против чемпионов Virtus Pro в СS. 1.6. Эти соревнования мы проводили в кинотеатре «Кронверк синема». Удивительно! Это было в самом начале нашего пути, но прошло настолько ярко, что осталось в памяти. Зал, вмещающий 500 человек, был забит полностью и мы поставили плазменные экраны в холле, а команды сидели на сцене и играли для зрителей. Для Питера в то время было отличным результатом, когда в одном месте удалось собрать такую большую тематическую тусовку любителей Counter Strike. До сих пор вспоминается с улыбкой то мероприятие.
Назови самые яркие турниры, которые показывал GoodGame
Михаил Мирчук
Чем вдохновлялся, когда создавал Goodgame?

Основной источник нашего вдохновения - наши пользователи. С ними мы общаемся онлайн и они регулярно оставляют фидбеки. Например, есть диалог с организаторами турниров, оставляют свои мнения и обычные пользователи.

Каждый месяц мы проводим трансляцию «Меняемся к лучшему», где рассказываем, какие изменения происходят в нашей платформе. В комментариях нам пишут и дают советы, как улучшить сайт, мы совещаемся и формируем задачи на следующий месяц. Постоянная коммуникация с аудиторией дает нам безграничное количество работы на протяжении долгого времени. Нельзя сделать так, что захотел сложный сайт и через полгода есть GoodGame твоей мечты. Текущая версия сайта трижды глобально переделывалась - примерно раз в 4 года мы кардинально изменяем сайт потому, что меняются задачи, появляются stek-технологии, новые требования по скорости загрузки или адаптивному дизайну. Сайт - это живой организм, который постоянно развивается благодаря апдейтам. Основное требование «Как должно быть» меняется с течением времени.

Обратная связь пользователей портала Goodgame
Где ищешь людей себе в команду?

Совершенно разные источники. Если нужен человек на удалёнку, то, вероятнее всего, мы рассмотрим кого-то среди пользователей нашего сайта, поскольку его основная аудитория - IT-специалисты 28-32 лет. Наши посетители хорошо знают то, чем мы занимаемся, разделяют ценности GoodGame и среди них много профессионалов с самыми разными скиллами и опытом.

В последнее время мы столкнулись с проблемой, когда искали сотрудника в офис в Белгороде. Объявления на HH.ru дают не такой хороший результат, как хотелось бы: либо человек не обладает необходимым уровнем компетенций, либо он уже занят. Тем не менее, у нас довольно стабильная команда - ключевые специалисты уже давно с нами.

С нами работали хорошие специалисты, которых мы приглашали из «Технолога», когда они там учились. Ребята поработали у нас 1,5 года, сделали много полезного для сайта, но позже переехали в Москву. Тем не менее, один из них продолжает с нами сотрудничать в свободное от основной работы время.

Сейчас с нами работает 8 человек в офисе, по удалёнке - 20 сотрудников, по географии - это Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Омск и другие города.

Какие игры предпочитаешь сам?

Сейчас вышел новый Doom Eternal - ураганный экшн, великолепная музыка, очень рекомендую поиграть. А вообще, больше предпочитаю стратегии - Герои, Warcraft, StarСraft. Раньше играл в киберспортивной команде М19 - она имела несколько составов по разным играм, я был в команде по Warcraft, а наше подразделение по Counter Strike 1.6 побеждало на чемпионате мира.

Почему решили стать резидентом IT-кластера?

Налоговая льгота в 1 процент по "упрощенке" была главным фактором. Кроме того, мы подходили по формальным признакам и было бы странно не воспользоваться такой возможностью.

Давай поговорим на тему авторских прав. Есть какое-то соглашение между стримером и площадкой, если он нарушит чьи либо авторские права во время трансляции, то все претензии будут адресованы ему?

Конечно. У нас это было реализовано еще задолго до нашего конфликта с «КХЛ-Маркетинг», но, к сожалению, это не аргумент в суде. Вначале они привлекали к ответственности человека, который запускал трансляцию хоккейного матча. Но в виду того, что с него не взять денег, они «изменили стратегию» - дословная цитата адвоката. С площадки намного проще получить деньги, и они этим решили воспользоваться. С каждым стримером у нас имеется соглашение, есть их данные, в том числе и номера телефонов, которые можно считать эквивалентом цифровой подписи в интернете. Но это никого не интересует в суде. Например, за скриншот, который был размещен на площадке, но вы его удалили через несколько минут, с вас могут взять 5 миллионов рублей. И это реальная проблема - на сайтах, где есть любой пользовательский контент, кто-то размещает скриншот, который нарушает права третьих лиц, и не важно где он будет - отдельным постом, в галерее или комментариях, правообладатель может сразу же обратиться в суд. К настоящему времени мы проиграли первый суд, потом с тем же результатом была и апелляция, и кассационный суд, сейчас идём в Верховный. Невозможно работать в такой ситуации, когда сумма общего иска составляет 10 миллионов 460 тысяч рублей. При этом, мы предоставляли суду скриншоты правил пользования сайтом от 2016 года, в котором пользователям запрещается вести трансляцию реальных видов спорта, нарушать законодательство РФ и авторские права третьих лиц. Но эти материалы были проигнорированы.
В современных реалиях, когда много людей находится на самоизоляции, как изменился спрос на платформу?

Если брать число онлайн-посетителей, то их показатель увеличился примерно на 20-25 процентов. Вообще, крупные мероприятия, финалы турниров дают больше аудитории, чем регулярные трансляции.

Что касается турниров, то в России действует несколько организаций, которые проводят крупные online и lan-турниры. По понятным причинам все lan-мероприятия были отменены и у организаторов освободился бюджет для проведения online-турниров. За последние несколько недель мы договорились с федерацией компьютерного спорта - у нас на площадке они проведут часть турниров по Warcraft III: Reforged. На днях провели турнир cовместно с Mail.ru по Counter-Strike: Global Offensive и следующий турнир пройдёт вновь с ним по Dota 2.

Какие перспективы и планы есть по дальнейшему развитию платформы?

В ближайшие полгода нашей задачей будет исключительно "полировка" текущего функционала. Накопилось множество некритичных багов, которые ждут исправления.

Читайте краткие анонсы статей
в телеграм
Нажимая "Подписаться" вы даете согласие на обработку персональных данных
create your own block from scratch
Подпишитесь на рассылку полезных статей и анонсов мероприятий
Читайте также
    Наш адрес
    ул. Королева, 2А, корпус 2
    Бизнес-пространство «Контакт»
    2 этаж , оф. 207

    +7 (4722) 42-41-32

    Мы в социальных сетях