Дизайнер vs нейросеть:
есть ли у специалистов повод
переживать о будущем профессии?

В конце июня появилась новость о том, что в студии Артемия Лебедева над некоторыми работами по экспресс-дизайну трудился таинственный сотрудник Николай Иронов, оказавшийся на деле нейросетью. За это время нейросеть якобы разработала больше 20 логотипов для разных заказчиков. Никто из них не знал, что заказ выполнила машина.

Означает ли это, что профессия дизайнера в будущем станет пережитком прошлого или же новая нейросеть - не более чем игрушка или повод привлечь к себе внимание? Об этом мы спросили представителей сферы дизайна Белгорода.


  • Павел Гертман
    Руководитель направления дизайна, «Фабрика информационных технологий»

    Студия Лебедева славится своими провокационными выходками. Инфоповод придумали отличный, моё уважение! Если же посмотреть на те работы, которые они приписывают ИИ, то возникают большие сомнения, что это сделано без участия человека. Графические элементы можно было породить как с нейросетками, так и без них. Анимацию делал человек, скорее всего.

    На рынок, думаю, эта история может повлиять так: появятся еще какие-то персонажи, заявляющие, что у них тоже есть ИИ-творец, делающий логотипы, верстающий сайты и т.п.

    Надо понимать, что обучение большой сложной нейросети — адски дорого. Миллионы долларов можно только на электричество потратить.

    Не думаю, что нашествие ИИ приведет к снижению спроса на дизайнеров. Скорее, наоборот. Я ожидаю демократизацию дизайна. Приведу пример из другой отрасли: пока все интерьеры были типовыми, и не было такого разнообразия материалов и отделочных технологий, дизайнеры интерьера были востребованы в узких нишах. А сейчас абсолютно нормально купить однушку без отделки на окраине и заказать дизайн-проект интерьера перед ремонтом. Или еще пример: про фотографию думали, что она убьет живопись. Но картины продолжают писать, выставлять и покупать до сих пор.

    Нейросетки — это технология, это как автоматическая коробка передач в автомобиле. Куда ехать и зачем — она не решает.

    Ландшафт цифровых выразительных средств постоянно усложняется. Одновременно с этим оцифровываются целые отрасли. Дизайнер в моей картине мира — это тот человек, который выбирает из всего изобилия возможностей те, что оптимальнее решат задачу клиента. Такого дизайнера нелегко автоматизировать.

    В общем, не верю в нейросети вместо дизайнеров. Верю, нейросети будут вместе с дизайнерами. Например, видел такой эксперимент: знакомые обучили сетку, которая предсказывает, как люди будут смотреть на дизайн. Грубо говоря, можно ей показать макет сайта, и она предскажет, видна ли кнопка «Купить». Или можно использовать нейросетки, чтобы наполнять макет псевдореалистичным контентом.
  • Геннадий Арчибасов
    Руководитель дизайн-студии М207

    Запуск нейросети в студии Лебедева — сейчас это хайп, но в нем есть важный момент. Уже давно существуют генеративный и параметрический дизайн — дизайн, который делают алгоритмы. Сейчас начинается использование нейросетей и дальше это будет продолжать активно развиваться. Но «Нейросеть Лебедева» демонстрирует, что если дизайнер делал только логотипы, и только вот этот графический значок, не вникая в бизнес-процессы, маркетинг и продукт клиента, то время таких дизайнеров будет уходить. Если мы говорим о дизайне, который работает, коммуникационном дизайне, продуктовом дизайне, то это ниша полностью останется за человеком. И такие профессионалы будет цениться всегда.

    Схожая ситуация с модными разговорами про таксистов — с выходом беспилотного транспорта на дороги, водители в этой сфере перестанут быть востребованными. Но настоящие профи нужны всегда и везде.
  • Алла Григорьева
    Веб-дизайнер, ТРК «Мир Белогорья»

    История с нейросетями и дизайнерами, кажется, уже происходила раньше, только действующие лица были другими.

    Когда в начале XX в получили распространение фотоаппараты, спрос на работу художников стал падать, потому что никому стали не нужны реалистичные портреты и пейзажи, которые можно просто зафиксировать на фотокамеру.

    Это был огромный удар для художников, которые не развивались и воспринимали эти изменения «в штыки». Дальше продолжили работать в основном те, кто осознал, что у них появилось больше свободы для творчества и изменили подход к своей профессии и к изображению. Появились новые направления в искусстве. И сейчас большинство самых дорогих картин в мире - это работы, созданные в XX в, уже после мощнейшей революции в искусстве.

    Ситуация с появлением нейросетей, создающих дизайн, очень напоминает эту историю с изобразительным искусством.

    На сегодня я рассматриваю сервисы нейросетей как огромную помощь в генерацией идей и поддержку в выполнении рутинной работы. Нейросеть может набросать множество вариантов дизайна, но выбирать и задавать тон - именно человеку. У сети (пока) нет воли и понятия контекста социального пространства, контекста особенности времени, понятия специфики заказчика.

    Сейчас нейросети - огромная помощь в автоматизации некоторых процессов. В обозримом «завтра», скорее всего, не случится полного переворота в схеме «дизайнер-заказчик», но в долгосрочной перспективе будет обязательно меняться.

    И мы будем меняться вместе с этим, получая бОльшую свободу от рутины и больше времени для творчества. Возможно, отдельной крутой дизайнерской специальностью скоро будет разработчик дизайнерских нейросетей. Посмотрим)
  • Светлана Беляева
    Руководитель веб-студии DMI

    Рынок дизайна и в целом it-отрасли изменится в любом случае, и дело не только в использовании нейросетей, а, как мне кажется, в развитии (инстинктивно заложенном в сознании).

    Если же говорить конкретно о внедрении в процесс разработки дизайна нейросетей – это даст возможность бесконечного выбора. Да, многие дизайнеры-одиночки или дизайн-студии предоставляют выбор заказчику, но речь идет всего лишь о нескольких вариантах. Нейросеть же может сгенерировать бесконечно-возможное количество вариаций на основании заложенных параметров.

    Что касается нейросети «Николай Иронов», то думаю, что это достаточно сырая версия имеет популярность только за счёт раскрученности самого дизайнера, и еще долгое время не сможет оказать серьезного воздействия на рынок дизайна.

    Не думаю, что востребованность профессии снизится. Просто придется перестроить принципы работы в соответствии со спросом. Я вижу несколько вариантов развития ситуации. В будущем появятся:

    • Дизайнеры, не использующие нейросети, которые станут в отрасли уникальными специалистами, так называемыми «мастерами ручной работы»;
    • Некоторая категория дизайнеров, ведущая разработку с использованием чужих нейросетей в качестве инструмента или ПО;
    • Дизайнеры, которые начнут создавать свои собственные нейросети, способные генерировать дизайн с индивидуальным стилем.

    Существует масса примеров уже текущего использования нейростей в отрасли. Самое очевидное – персональные помощники, которые на своей базе могут реагировать на обращение, распознавать речь, понимать запрос, т.е. реализовать общение и выполнить определенное количество команд, таким образом, заменяя людей.