Как cервис Passteam позволяет экономить бизнесу и их клиентам со всего мира
Как cервис Passteam позволяет экономить бизнесу и их клиентам со всего мира
Как cервис Passteam позволяет
экономить бизнесу
и их клиентам со всего мира
В 2015 году Сергей Козлов и Вадим Стрижаков основали компанию Passteam - сервис по выдаче виртуальных карт лояльности для бизнеса. Многие федеральные и международные магазины, ритейлеры, аптеки и гостиницы используют карты, которые внедряет стартап из Белгорода.

Два года компания является резидентом IT-кластера Белгородской области. О том, как удалось пройти путь от стартапа из квартиры до компании международного уровня, читайте ниже.

Расскажите, как появилась идея создания компании и сервиса по созданию виртуальных карт?

Cергей: Во время учебы в БелГУ мы отправились в США по системе Work and travel. Перемещаясь между городами, в одном из аэропортов увидели, как люди используют посадочные талоны, сделанные в виде виртуальных карт на экранах смартфонов. Это существенно упрощало процесс посадки и экономило время как пассажирам, так и сотрудникам аэропорта.

Приехав в Россию после долгого путешествия, решили, что неплохо было бы привнести в нашу страну идею, основанную на внедрении виртуальных карт в бизнес. На тот момент подобных решений в России не имелось, а в мире этим занимались не более трех компаний. Был устоявшийся рынок систем лояльности, работающих по обычным пластиковым картам.


Вадим Стрижаков

Вадим: Нам хотелось сделать свой продукт, схожий по функционалу с тем, что мы увидели в американском аэропорту. Все основатели, мне кажется, живут в двух состояниях «все пропало» и «вау, ааааааа». У нас с Сергеем эти состояния приходили и приходят в разное время, и это всегда помогает. Здесь мы друг друга поддерживаем.

Американцы все измеряют в минутах. Путешествие в штаты помогло осознать, насколько важна эта часть менталитета и что время - самый самый важный человеческий ресурс. Деньги можно заработать, а время никогда не вернуть. А наш сервис позволяет экономить время как клиентам, так и бизнесу.
Насколько вам было сложно развивать стартап без технического образования?

Сергей: У нас вообще не было представления, как создаются те или иные сервисы, cайты, какие знания и навыки нужны. По образованию мы переводчики, и это помогло легко находить информацию на разных языках. Но чтобы понимать в разработке даже на простом уровне, надо было многое изучать самостоятельно.

Без образования и опыта в IT тяжело было создавать проект с нуля. Вначале мы заказывали все услуги на аутсорсе - над одной частью системы трудились разные люди, например, некоторые делали личный кабинет, другие собирали механику. Cвой разработчик в компании у нас появился только через 4 месяца после старта.

Первая версия сайта также была сделана на аутсорсе, а затем мы с Вадимом его переписали самостоятельно, разобравшись к тому моменту во многих процессах.

Вадим. В 2014 году мы начали вникать в новую для себя сферу. К концу лета у нас был первый mvp, который можно было продавать. Мы пошли по белгородским компаниям и стали им предлагать создание виртуальной системы лояльности.

Сергей: Первые год-два Passteam был в виде стартапа на квартире, у нас не было офиса. Практически ни с кем из коллег в IT-отрасли мы не общались, но сразу же поехали участвовать в акселераторе от ФРИИ. Забегая немного вперед, в 2016 году арендовали офис на «Контакте», узнали о планах по созданию IT-кластера, а спустя три года стали его резидентом.

Cергей Козлов
Участие в кластере помогло нам на сэкономленные средства от уплаты налогов полностью поменять компьютеры для всей команды.
Кто были ваши первые клиенты?

Сергей: MyCoffe, кафе в центре Белгорода. Мы сделали виртуальный купон, с помощью которого клиенты могли получить 10 процентную скидку на кофе при первой покупке напитка.

Позже у нас появился большой клиент - Леруа Мерлен. Это был наш первый опыт взаимодействия с крупным заказчиком, и к тому времени мы наконец-то допилили сервис. Компания ставила задачу сделать не просто карту лояльности, а разработать универсальный внутренний идентификатор, позволяющий возвращать, обменивать, сдавать товары в ремонт без каких-то других чеков или бумаг.

Мы пытались развивать сервис через прямые продажи, но они не зашли. Тогда сделали сайт, который сразу же стал приносить заявки на подключение системы лояльности. Большинство наших клиентов - это представители бизнеса из других регионов, крупных сетевых структур и разных стран.

Сейчас среди клиентов компании - сеть Azimut Hotels, Leroy Merlin, Askona, Ernst & Young, Аптеки 36,6 и Горздрав, ELIS, различные салоны красоты.
Сколько человек нужно стартапу, чтобы закрывать все задачи?

Сергей: Cейчас в команде порядка 20 человек: 7 человек в продуктовой команде - это дизайнер, 2 frontend-разработчиков, 2 full-stack разработчиков, project-менеджер, devops. В отделе маркетинга 3 человека, в службе поддержки - 2. Из всей команды только devops работает на удалёнке.

Облачный сервис помогает бизнесу увеличивать средний чек постоянных клиентов и частоту покупок.
Если компания захочет стать вашим клиентом, какой порядок взаимодействия?

Сергей: Компания регистрируется у нас на сайте, затем подбирает дизайн карт в конструкторе, который можно сравнить с конструкторами сайтов, например, Tilda или Wix. Конструктор рассчитан только для редактирования карт. После этого компания создает анкету регистрации клиентов (примерно как в гугл-формах) и размещает ссылку на форму в соцсетях, либо печатает в QR-код и ставит у себя в салоне красоты или ресторане. Клиенты через форму регистрируются и получают карты, а затем на эти карты автоматически приходят данные о баллах, скидках, делаются на них push-рассылки.

Бизнес берет в расчет такие показатели, как возвращаемость клиента. Вот недавно нам написала клиент из салона красоты со словами благодарности и сказала, что показатель увеличился на 15 процентов, а 85 процентов постоянных клиентов ходят с картами.

Каждый клиент создает карты Apple Wallet и Google Pay именно для своей программы лояльности - настраивает внешний вид карт, управляет информацией по ним и отправляет клиентам push-уведомления.
Изменилась ли ситуация в бизнесе после пандемии?

Вадим: Да, у нас упала выручка, бизнесы просили промокоды для продления доступа к личным кабинетам. Сейчас уже все восстановилось, но на темпы роста это будет влиять еще долго.

Что планируете поменять или улучшить в бизнесе?

Вадим: Очень хочется, чтобы наш продукт был полезен для всех. Каждый день работаем над тем, чтобы удивить ожидания клиентов, сделать продукт понятным, чтобы каждая кнопка была максимально удобной и делала именно то, что хочет клиент.


В 2019 году команда Passteam прошла акселератор Сбербанк-500 Startups и вошла в 30 лучших стартапов в России по версии Сбербанка, а также привлекла инвестиции на площадке StartTrack.