Владислав Епанчинцев:
как стать программистом, открыть бизнес
с партнером и пережить кризис
Владислав Епанчинцев:
как стать программистом, открыть бизнес
с партнером и пережить кризис

Генеральный директор компании «Софт-Юнион» и бизнес-омбудсмен Владислав Епанчинцев рассказал, с чего начался его путь в IT, что важно уметь IT-специалисту и почему опенспейс - это плюс для продуктивности команды.
Как вы попали в мир IT?

Детство я провел в Казахстане. Своего компьютера тогда не было, но поиграть в игры получалось, когда мама брала меня с собой на работу. Самая первая игра - платформер Barbarian на EGA-мониторе. В один прекрасный день красивой синей таблички после включения компьютера не было, и я жутко расстроился. Потом добрые люди подсказали, что нужно набрать на чёрном экране «nc» и нажать ENTER. После этого случая началось мое увлечение технологиями.

Первый опыт программирования связан с микрокалькулятором «Электроника МК-52» - шикарном девайсом с кучей возможностей. Лучшая игра в моей жизни - это «Посадка на Луну» также на калькуляторе. Потом родители купили первый ПК - «Агат-9» с монохромным монитором 256*256 и Basic. Золотые времена были!

Позже мы перебрались в Белгород, и здесь я обзавелся компьютером, вёл разработку на Delphi. На тот момент я учился в БелГТАСМ (позже - БГТУ им. В.Г. Шухова) на инженера-программиста. А дальше жизнь привела в мир 1С.

Тогда и появился «Софт-Юнион»?

Не совсем. За несколько лет до появления компании во «Дворце пионеров», а затем и в «Центрогипроруда» мы собирали компьютеры, обслуживали технику, протягивали сети. Продолжая учебу в вузе, параллельно настраивал модемы и интернет в квартирах.
Спустя пару лет после окончания учебы будущий директор «Софт-Юнион» и мой знакомый Сергей Зайцев предложил открыть бизнес, и я согласился, хотя планировал уехать работать в Санкт-Петербург. На несколько месяцев я все-таки уехал, но потом вернулся, и с 2002 года мы стали развивать свою компанию.

На старте у нас было 200 долларов заемных денег и 2 компьютера. Чуть позже
примкнули еще два товарища, которые ушли через год и забрали половину ежемесячной выручки - 1000 долларов.

Было сложно, но постепенно мы освоились, прокачивались не только как программисты, но еще и управленцы.

Более серьезно компания стала расти с 2010 года - к тому времени мы собрали команду настоящих профессионалов.

Сегодня наш клиент - это субъект малого и среднего предпринимательства со средним чеком около 5 тысяч рублей.
Что представляет собой компания на сегодняшний день?

«Софт-Юнион» обслуживает каждого третьего легального пользователя продуктов 1С в регионе, которому требуется техническая поддержка на регулярной основе. Сегодня наш клиент - это субъект малого и среднего предпринимательства со средним чеком около 5 тысяч рублей.

Что касается команды, то в начале 2020 года у нас было 45 сотрудников, затем по разным причинам нас покинули несколько человек. Практически со всеми
поддерживаем обратную связь и знаем, кто чем занимается после ухода. Сейчас мы активно ищем себе нескольких программистов.
Как строится работа с клиентами?

За последние годы отрасль сильно изменилась, и многие процессы по настройке 1С стали сводиться к удалённым операциям. Наша работа в том, что мы ведём информационно-технологическое сопровождение клиентов, куда входит легальный доступ к обновлениям, настройка и оптимизирование системы. Недавно начался переход на маркировку товаров, который продлится до 2024 года, и здесь мы также принимаем активное участие.

Сейчас у нас практически 700 клиентов с чеком до 5 тысяч рублей в месяц. Чтобы держать с ними связь, сервисные инженеры выезжают к каждому раз в 3 месяца. Помимо этого, один раз в месяц клиент-менеджеры созваниваются с клиентами и рассказывают о новых продуктах или других новостях.
Сильно ли удалёнка отразилась на внутренних процессах?

В целом, удалённый режим работы продемонстрировал, что работать из дома вполне реально, на наших показателях это практически никак не отразилось, а некоторые сотрудники отдела продаж ставили рекорды по продажам. Единственное - мы сократили количество выездов к клиентам, многие процессы по взаимодействию с заказчиками перевели в онлайн. Но полностью отказываться от личного общения с клиентами мы не собираемся.

Вы прошли через несколько экономических кризисов. Как думаете, несут ли они за собой какие-то большие перемены для бизнеса?

Кризисы минувших лет научили меня тому, что не нужно бояться неопределенности, но при этом нужно быть готовым ко всем возможным вариантам развития событий. Примерно в 2012 году мы решили, что нужно брать рынок именно большим числом клиентов, а не суммой чека. Это позволило бы избегать ситуаций, когда теряешь ключевого клиента с большим контрактом, а вместо него нужно искать нового. Такая модель успешно себя показала, и мы используем ее до сих пор. Недавно пробовали запускать отдел по работе с крупными клиентами, но это оказалось неэффективно, и пока что мы решили отказаться от этого направления.

За время пандемии закрылись не более 20 наших клиентов, при этом каждый месяц идет прирост в 10-12 новых договоров, что говорит об обновлении экономики.

Какие элементы 1С дорабатывают ваши IT-специалисты?

Любые: начиная от печатных форм и заканчивая серьезными изменениями в логике работы системы. Также можем интегрировать 1С практически с любым IT-продуктом, если того пожелает клиент.

Как считаете, что должен делать программист для своего развития?

Думаю, для программиста важно создавать продукты и решения для разных сфер. Практика показывает, что если специалист из фирмы-партнёра 1С уходит к конечному пользователю, то ему довольно сложно продолжать наращивать свой уровень. Многие специалисты 1С перестают расти профессионально, регулярно занимаясь набором однообразных задач. Работа сразу по нескольким направлениям помогает поддерживать свои скиллы и не дает расслабиться.

За время работы бизнес-омбудсменом редко сталкивался с ситуациями, когда IT-бизнесу нужна была поддержка.
Помимо предпринимательства вы еще и бизнес-омбудсмен, представляете интересы белгородского бизнеса. Помогает ли эта должность в собственном бизнесе?

Мне только мешает, поскольку забирает часть того времени, которое я мог бы уделить собственному делу. Но я не жалею - это полезное дело, которое позволяет погрузиться в бизнес-среду и посмотреть на многие проблемы предпринимателей под другим углом. Кстати, за время работы бизнес-омбудсменом редко сталкивался с ситуациями, когда IT-бизнесу нужна была поддержка.
Влияет ли организация рабочего пространства на плодотворность работы сотрудников?

Я не отношу себя к тем, кто фанатеет от фен-шуй, но организация офисного пространства играет огромную роль в продуктивности сотрудников и, следовательно, в успехе организации. Считаю, что абсолютно всем компаниям для максимального раскрытия потенциала необходимо пользоваться преимуществами бережливых технологий, и начинать нужно с внедрения системы 5S в офисе.

Если говорить о нашем пространстве, то прежний офис «Софт-Юнион» находился на Королёва 2а 16 лет в здании бывшего завода «Электроконтакт». В какой-то момент сотрудников в компании стало столько, что требовалось значительное расширение пространства. Я сторонник опенсейса - чем больше людей сидят вместе, тем лучше коммуникации в команде. В прошлом офисе было такое, что при разделении отделов по разным кабинетам между отделами возникали мелкие конфликты и трения - если говорить по Адизесу, то дезинтеграция.

Здесь, в новом офисе, места в 2 раза больше и даже при двукратном росте сотрудников места хватит всем. К тому же, у нас отличный вид с крыши - можно рассмотреть практически всю центральную часть города с его живописными уголками. Как только я увидел город с этой высоты, то сразу же влюбился в это пространство.
Cейчас идет тенденция к дальнейшему росту разных средств, облегчающих удалённую работу - пандемия это отлично продемонстрировала.
Насколько изменился IT-бизнес за последние 3 года? Какие сейчас тенденции есть в российском бизнесе и в мировом опыте?

Думаю, что сейчас идет тенденция к дальнейшему росту разных средств, облегчающих удалённую работу - пандемия это отлично продемонстрировала. Продолжает расти роль SaaS и различных облачных решений. Ну и, конечно, BigData - её всё больше в нашем мире, и будущее становится всё страшнее.

Но с другой стороны, считаю, что в ближайшие годы ничего революционного в сфере технологий не произойдет, всё продолжит развиваться поступательно.