Алексей Масленников: о жизни айтишников в Европе, развитии бизнеса в России, общепите и нейронных сетях

Сегодня в каждой сфере происходят большие или маленькие революции, связанные с цифровизацией. В сфере общественного питания в том числе. И если раньше нам казалось «ну еда и еда, кофе и кофе», то теперь появляются сервисы, которые меняют наше представление о сфере услуг.
Мы поговорили с совладельцем кофейни «Кофе Вино», программистом по образованию и айтишником по призванию Алексеем Масленниковым, который создает сервис лояльности для общепита на основе искусственного интеллекта. С чего начинался профессиональный путь, как айтишники живут в Европе и почему Алексей решил развивать бизнес в России, читайте в нашем материале.
Если говорить про небольшие истории – кофейни, магазины, актуальна ли оптимизация деятельности благодаря (или вопреки) информационным технологиям? Для улучшения качества сервиса, исследования предпочтений клиентов?

Зачастую маленький бизнес не может позволить себе большие вложения в айти, в разработку, концепцию, обучение и т.д. В этом плане выигрывают франшизы, они гораздо технологичнее. Есть общие стандарты + IT-инфраструктура, которая помогает контролировать качество. Тебе дают софт, ты «подключаешь» людей.

Несмотря на количество мелких и частых операций в общепите, которые так и напрашиваются на систематизацию и аналитику, до введения закона об онлайн-кассах многие работали по старинке, не желая переучивать себя и персонал.

Сейчас это сдвинулось с мертвой точки: по сравнению с 3-5 годами ранее, даже небольшие заведения имеют систему управления бизнес-процессами, возможно, используют какие-то аналитические пакеты, встроенные в софт онлайн-кассы. Но на этом чаще всего инновации останавливаются, а из всех «наворотов» владельцы пользуются 20% функций, которые необходимы им в ежедневном ведении дел.

Маленький бизнес-общепит не мотивирован на внедрение IT, в штате нет программистов, нет админов, да и вообще это дорого. Вряд ли владелец сам IT-специалист. Есть, конечно энтузиасты, которые пытаются пилить что-то.
Персонал не тот, не заточен. Самый близкий у тебя в организации человек к информационным технологиям – это бухгалтер.

Если говорить про сетевую историю, ты уже задумываешься: как собрать воедино все заведения, внедрить систему лояльности. Я наблюдаю за «сетками», они делают свои CRM-ки, какие-то приложения, но после того, как появляется масштаб и запас прочности по бюджету, чтобы выделить часть для инноваций.

«Малыши» в это время вынуждены бороться с экономикой, а здесь всегда на грани: поменять обивку на стульях или купить новые столы. Это грустно.

Станет ли общепит технологичным? Тут пропасть, как между богатыми и бедными. Сетевой общепит станет технологичнее, будет экономить издержки. Мелкий, локальный, останется на своем уровне за счет «атмосферы».

Ты говоришь, что в общепитах главный айтишник – это бухгалтер, но тебя часто можно встретить на IT-тусовках, мероприятиях, форумах. Как так получилось? Что в тебе не так?

Я просто не общепитовец, а айтишник.
С чего всё началось?

Я окончил белгородский «Технолог» в '11 году. Поступил на экономиста и после 1 курса перевелся на ИИТУС (институт энергетики, ИТ и управляющих систем в БГТУ – прим.ред.) по профилю автоматизации производства. Ребята, которые здесь учились, разрушили мой стереотип про айтишников в свитерах. Мы учились много, тяжело, весело.

С поиском первой работы даже не напрягался: рецензент диплома предложил работу программистом в своей компании. Тогда, в 2011 году, мы делали сервер на Java для уличного освещения.

Это был мой первый профессиональный опыт, за который платили реальную зарплату. Делать, конечно, приходилось совсем не то, что я узнал из курса в университете. А потом привык и понял интересные задачи помогают учиться чему-то новому.

Спустя некоторое время познакомился с ребятами из «Фабрики информационных технологий» и ушел в проект 2do2go в команду разработчиков, с которой запустили полноценный сайт.

Через 2 года появилась мысль попробовать найти работу в Германии: айтишникам достаточно легко было получить туда рабочую визу. Потратил год на самостоятельное изучение немецкого языка, 3 месяца спамил все открытые вакансии, и в итоге переехал в Ульм на юго-западе Германии, устроился разработчиком в IT-департамент корпорации Continental делать видеокамеры и алгоритмы для автомобильных систем компьютерного зрения.

Расскажи про жизнь айтишника в Европе. Ты работал в России и в Германии, ощутил ли ты разницу в отношении к себе, сложности в общении?

Скажу, что айтишники везде одинаковые) Был свободный график, меня хорошо приняли, никакого дресс-кода, в перерывах играли в настольный футбол, а в Белгороде – в настольный теннис.

Языкового барьера не возникло. Я окончил гимназию №12 в Белгороде и с 1 класса учил английский язык, поэтому был готов) Да и айтишники «по умолчанию» знают английский. В компании этот язык был официальным. Мне было комфортно.

Спустя полгода произошел смешной случай, когда я узнал, что за соседним столом все это время работает русский. Его звали Алекс, меня тоже так называли, потому что выговорить «Алексей» мог не каждый коллега-индус или китаец.

Я не понимал, почему он говорил на чистом немецком, а на английском – с русским акцентом, пока в один из дней на звонок он не ответил по-русски: «Алло!»
Оказалось, он тоже Лёха, просто жил в Германии с самого детства. Почему раньше никто из нас не заговорил о России, я не знаю. Таких «русских под прикрытием» я узнал потом немало.

Сначала, конечно, в чужой стране было тяжело, но спустя полгода ты уже понимаешь местные анекдоты, а через год сам их рассказываешь.

В Берлине оказалась вообще супермеждународная тусовка, всем всё равно, откуда ты. Можно было неделю ездить в метро и ни разу не услышать немецкую речь.


Каким был твой IT-путь в Германии?

Всего прожил в Германии около 5 лет.

Работая в Ульме программистом, я хотел уехать в большой город, жить в Берлине, но еще не знал, чем займусь. Понял, что не хочу ограничивать себя только инжинирингом, потому что развитие казалось однобоким.

Прежде, чем переехать в Берлин, возвращался на год в Белгород, руководил ребрендингом проекта мой первый самостоятельный опыт управления IT-проектом.

В Берлине устроился проджект-менеджером в крупнейший немецкий онлайн-магазин игрушек MyToys. Мне повезло: я не имел управленческого образования, но сюда искали уникального кандидата с опытом работы в России и Германии, обязательным владением русским, английским и немецким языками. Прочитал и понял это я. Приняли меня сразу, а собеседование было похоже на встречу давних друзей.

Выкладываться в работе, конечно, приходилось по полной: были и бессонные ночи, и внеурочные часы, а немецкий мой с простого разговорного вытянулся до уровня «могу уговорить админа в пятницу в 8 вечера откатить версию сервера».


Почему вернулся в Белгород?

Я попробовал делать бизнес в Европе, пытался запустить стартап, но в одиночку не получилось. Не смог собрать команду, не нашел комьюнити, опыта не было.

Хотел переехать в Москву, но друг предложил вложиться в кофейный бизнес в Белгороде. У нас получилось, бизнес работает уже третий год. Кажется, будто теперь цикл завершился, и я снова полон идей.

Возвращаюсь в айти.

Я так долго «варился» в своей общепитовской теме, что ежедневно хочется что-то автоматизировать. Главный вопрос - решить не только свою боль, но найти реально нужное коллегам по цеху. До системы лояльности у меня были и другие прототипы, которые «не взлетели».
Сейчас ты делаешь систему лояльности с применением искусственного интеллекта. Эта история с чем связана? Видел подобные сервисы в других странах, в кафе/магазинах, когда система оценивает пользователей, или сам захотел создать что-то новое для отрасли?

Сам. Я так долго «варился» в своей общепитовской теме, что ежедневно хочется что-то автоматизировать. Главный вопрос – решить не только свою боль, но найти что-то реально нужное коллегам по цеху. До системы лояльности у меня были и другие прототипы, которые «не взлетели».

Похожих сервисов не встречал, и знакомые пишут, что тоже не видели подобного. Возможно, такие штуки где-то есть, но это не афишируют.


Какую боль ты предлагаешь решить у небольших заведений общественного питания вроде кофеен?

В маленьких заведениях персональное отношение к каждому посетителю – это как раз то, что цепляет, из-за чего гости снова возвращаются к тебе, к одному и тому же бариста. Но здесь есть одно «но» – текучка, от которой страдает весь общепит любого масштаба.

Например, человек приходит в любимое заведение, чтобы отвлечься, переключить внимание, ему хочется побыть наедине с собой или провести встречу, не отвлекаться. И бариста знает, что ему капучино с сахаром и корицей, и все сделает «как обычно». А внезапно за стойкой – новый сотрудник, который начинает задавать какие-то вопросы и делать все не так.

С одной стороны, мелочь, но, когда на рынке такая конкуренция, каждый борется за удержание клиента, хочется, чтобы гости не просто возвращались, а еще приводили с собой друзей.
Сетевым заведениям проще механически делать какие-то скидки/бонусы, заводить карты лояльности. Но вся история с пластиковой картой – это ведь сплошная боль. Посетители их забывают, роются в сумках, диктуют какие-то номера телефонов, они не совпадают...
Я хочу решить такую проблему хотя бы косвенно, с помощью новой системы лояльности с распознаванием лиц посетителей. Клик по фото – аналог сканирования карты для активации скидок/бонусов в текущем заказе. Программа опознает и запомнит новых посетителей и предложит администратору активировать для них систему.

Или человек посещает точку в одной части города, привык пить «свой» напиток, его все знают. Но в один из дней приезжает в другое заведение сети, он здесь – новичок, но с помощью моей системы человеку приготовят такой же напиток и предложат сэндвич, который чаще всего он выбирал в «основном» месте.

И уже «руки развязываются». Новый сотрудник или нет, знает он гостя или видит впервые, ты себя подстраховал. А если ты владелец сети заведений по всей стране, то приезжай хоть в Тамбов, хоть в Челябинск, получишь «свой» напиток или десерт.


Можно даже не регистрироваться в системе, по имени к тебе не обратятся, но бариста будут знать твои предпочтения и предложат, например, добавить сахарозаменитель. То есть ты ничего не делаешь, а заведение предлагает персонализацию.

В дальнейшем можно апгрейдить, добавлять интеграции к системам товарного учета, проводить умную аналитику спроса, таргетировать акции.. Но это пока лишь мечты)
Какой у тебя план, чтобы внедрить MVP?

Я работаю итерациями. Стараюсь, чтобы за неделю получилась новая версия продукта или другой заметный результат.

Сначала решил проверить гипотезу, смогу ли вообще создать прототип, который будет распознавать лица. Затестил первую версию: программа загружала одно фото, минуту думала, подтверждала совпадение или нет. Почти как во времена перфокарт :) Медленно и тупо, конечно, но результат появился.

Следующая задача – сделать быстрее, потом – сравнение лиц и вывод в приложение.

Прошло три недели, и выпущен первый прототип в виде минимального веб-приложения, на котором оператор в реальном времени выбирает карту лояльности для покупателей в кадре камеры. За это время мы с помощью друзей из Нюрнберга, Москвы и Белгорода спроектировали устойчивую архитектуру в облаке, которая позволит подключать функцию потока распознанных лиц к другим сторонним проектам. Графический интерфейс делаем вместе с UX/UI-дизайнером Юрой Фоменко.

Что тебе нужно для внедрения системы?

Сначала – проверить бизнес-гипотезы. Реальна ли «персонало-зависимость», какие критерии подобной системы лояльности будут важны для внедрения в сетевые проекты, а на что будут смотреть монозаведения. Это определит дальнейшее направление развития.

Следующий шаг – увидеть интерес и внедрить программу, например, на партнерских условиях, подтвердить или опровергнуть поставленные гипотезы, обкатать бизнес-процесс, понять, на какой рынок с этим продуктом можно выйти.

Где ты черпал знания?

Интернет.

Месяца три назад я начал первые эксперименты в этом направлении. У меня есть определённый багаж инженерных знаний, просто нужно было себя перестроить, что пора этим интересоваться.

Учитывая, что раньше мне абсолютно не нравилось направление, связанное с видео, распознаванием, с нейронкой. Мои одногруппники изучали тему компьютерного зрения уже на старших курсах , я же в то время делал ставку на робототехнику и промышленные автоматы (с чем после выпуска так ни разу и не столкнулся).

Было сложно.

Огромный массив знаний, и среди «миллиарда» курсов и статей искал, что пригодится, а что нет. Первое время фильтровал информацию, пробовал, смотрел, пытался это переваривать и постепенно к чему-то пришел. Мне даже снилась математика.
Не боишься делиться своей идеей?

На самом деле, сейчас просто нужно быть быстрее. Вопрос не в том, что идею украдут. А в том, насколько быстро я смогу проверить гипотезу и получить фидбэк.
Как повлиял кризис на бизнес, на тебя лично?

Вначале все не понимали, что будет завтра, а потом улеглось. Всё застыло. Стало тише, тебя меньше пытаются выдернуть с колеи, никто не пишет, звонков меньше. Появилось время подумать, понять, чего вообще хочу. У меня свежая голова и невероятная продуктивность. Я, конечно же, сочувствую всем предпринимателям в столицах и в других отраслях, где бизнес намного жестче пострадал от эпидемии.
И вместо заключения. Каким ты видишь IT-будущее в ближайшие 2-3 года?

Я понимаю, что люди будут пытаться максимальное количество офлайна затянуть в онлайн. Документы почти все теперь можно сделать онлайн, скоро и накладные научимся оформлять без бумаги.

Будем пытаться упростить, ускорить процессы, максимально их оцифровать.

Очень хочется, чтобы у тебя оставались люди, которые выполняют главную функцию. Если задача – варить кофе и общаться, пусть это и делает, не заморачивается, как выбить чек, правильно оформить заказ в системе.

Искусственный интеллект «украдет» рабочие места у оцифрованной реальности, а мы станем более творческими – и это круто.