Для меня тестировщик — это специалист, который отвечает за качество продукта и уровень его соответствия прямым, описанными в ТЗ или User Story требованиям и косвенным, когда что ожидают пользователи, и что не было прописано в прямых требованиях, или основанное на опыте использовании продукта). Он хорошо знает продукт, понимает бизнес-процессы и может предложить решение проблемы, исходя из своего опыта.
Для тестировщика важно понимать требования заказчика, интерес пользователей, находить баланс и уметь подстраиваться под различные задачи и быстро переключаться между ними. Тестировщик должен уметь планировать работы, разрабатывать тесты и документацию, и по итогам тестирования делать анализ результатов. Работа разнообразна и многогранна, требует определенных навыков, по которым нет учебников, и ведет к профессиональной деформации мировоззрения.
Первое, с чего нужно начать, на мой взгляд, это с изучения всех плюсов и минусов этой профессии, и понимания, точно ли ты хочешь стать тестировщиком. Для многих, это классическое «войти в айти», ведь в тестирование могут прийти люди с практически любым бэкграундом. Тестированию, как и многому другому, можно научиться только на практике. Если нет опыта, с которым можно начать карьеру, стоит изучить теорию и воспользоваться готовыми решениями для практики, например, выбрать сайт или мобильное приложение и попробовать научиться составлять тест-кейсы, либо изучить на предмет возможных ошибок. Если говорить о профессиональных навыках, то их сейчас довольно просто получить, окончив различные курсы, на которых дадут и теорию и практику.
Среди плюсов работы тестировщиком можно отметить то, что на начальном этапе, эта работа проще остальных специальностей в IT. В тестировании есть куда расти как в тестировании (вертикально), так и в смежных областях (горизонтально). Это и бизнес-аналитика, и узконаправленное тестирование (автоматизатор, нагрузочное тестирование или тестирование безопасности). Работа для тестировщика будет существовать всегда, пока есть информационные технологии. Не важно ПО, или связь - всё требует тестирования.
К минусам же, можно отнести рутинность. По началу, кажется что вся работа монотонна и однообразна. Но что бы это нивелировать, должен быть высокий уровень самоорганизации и стремление к обучению. Еще можно назвать минусом то, что в случае чего ты останешься крайним. Ошибку разработчика найдет тестировщик, а ошибку тестировщика увидит пользователь.
Если говорить о личностных качествах, то тут необходимо иметь внимательность к мелочам, критическое мышление, уметь анализировать информацию, уметь задавать вопросы. (Как гласит поговорка: правильно поставленный вопрос — это уже половина ответа). Умение работать в коллективе и развитые коммуникативные навыки, потому что работа тестировщика невозможна без тесного взаимодействия с разработчиками, аналитиками, и заказчиками.
Считается, что тестирование – это простой поиск багов или что тестировать может любой - никакие знания не нужны. На самом деле это сложный процесс, в котором необходим широкий кругозор, аналитика, изучение предметной области применения продукта, работа с ПО и документацией. Считается, что тестирование и автоматизация тестирования - это одно и то же. Но это разные профессии.
Разработка и тестирование - разные профессии, тесно сотрудничающие друг с другом. Разработка еще не началась, а тестирование идет еще на этапе составления документации, макета. После разработки тестируется продукт и ответ за работоспособность программ лежит на нас, а не на разработчиках. Да, мы не пишем код, но мы обеспечиваем качество.
Что касается зарплаты, то всё зависит навыков специалиста и его опыта в профессии. На начальном этапе заработная плата, как правило небольшая, но хорошие опытные тестировщики получают деньги, сопоставимые с хорошим разработчиком. Специалисты автоматизированного тестирования получают в среднем в 1.5 раза больше чем ручные тестировщики.