Как изменился запрос на сотрудников во время пандемии?
Запрос на сотрудников в IT-компаниях во время пандемии не изменился - они всегда нужны. А вот подбор и найм частично утратили свою активность в первый месяц изоляции, который потребовал адаптации к изменившимся условиям, тотальному переводу всех сотрудников на удаленный формат. Приходилось реагировать на изменившиеся условия без предварительных планов, оценивать возможности и дальнейшие перспективы.
Появились задачи, связанные с адаптацией новых сотрудников, встраиванием в удаленный процесс, организацией удаленного рабочего места с подключением офисных функций и рабочих документов. Это сказалось на построении планов развития во время испытательного срока, оценке эффективности удаленных сотрудников.
В целом, в процессе поиска и подбора в IT-блоке у нас ничего не изменилось - спрос на специалистов остался прежним стабильно высоким, а виртуальный найм уже давно вошел в норму.
Насколько увеличилось количество резюме относительно запросов от IT-компаний?
С началом карантина количество IT-резюме снизилось, но, по большей части, за счёт рекомендаций самоизоляции и общей экономической ситуации. Те, кто искал новую работу в целях улучшения условий по сравнению с существующей, приостановили поиски.
После снятия режима самоизоляции количество резюме подросло, людей, которые активно включились в поиск новой работы, стало больше. Конечно, кризисная ситуация IT не обошла стороной: у кого-то это связано с частичной заморозкой проектов, у кого-то - с отсутствием новых и сокращением инвестиций в развитие.
Если смотреть на соотношение IT-вакансий и резюме, можно точно сказать, что спрос на IT-специалистов остался таким же, как и до изоляции, если не выше. Это подхлестнуло автоматизацию всех компаний, и даже совсем не IT. Резюме тоже стало больше.
Что сейчас в условиях пандемии важно учитывать тем, кто ищет работу в IT?
Самое важное - это принять тот факт, что мир изменился, и так будет если не всегда, то очень продолжительное время. Имеются в виду меры санитарной гигиены, которые необходимо соблюдать. В целом, удаленные способы связи и проведения собеседований были достаточно востребованы в процессе найма в нашей сфере и до пандемии, поэтому каких-то особенных рекомендаций нет.
Имеет ли смысл студенту сразу устраиваться на постоянную работу или стоит попробовать себя в качестве стажера?
Конечно, нужно воспользоваться любым случаем, который появится. Однако некоторые студенты после окончания престижного вуза, особенно с отличием, считают, что уже являются готовыми специалистами для высокооплачиваемой работы. При этом руководители, которые нуждаются в специалистах и готовы платить "дорого", хотят видеть профильный опыт у кандидата. И это классическое недопонимание на рынке труда старо, как конфликт "отцов и детей".
Поэтому стажировка по профилю на последних курсах обучения в вузе - отличная возможность для обеих сторон.
Для студента: увидеть рабочий процесс изнутри, переложить свои знания в опыт, возможность найти точки роста для данной профессии или понять, в каком направлении развиваться и чему необходимо подучиться дальше. Студент может хорошо осознать, сколько он стоит на данном этапе.
Для компании или руководителя: оценить степень обучаемости студента, его способности, получить более подготовленного специалиста, более лояльного и мотивированного на работу сотрудника.
В чем особенность адаптации молодых специалистов, с чем могут возникнуть трудности и к чему нужно быть готовым?
Конечно, большую часть времени компания тратит на обучение молодых сотрудников. Для более опытных специалистов характерно погружение в корпоративную культуру компании, особенности взаимодействия коллег и коммуникации в проекте. В таком случае компания значительно быстрее получает результат и практическую пользу от сотрудника, в то время как молодых специалистов необходимо вести по программе развития от азов и фундаментальных знаний и умений по выбранному направлению, учитывать особенности поколения и важность межличностных коммуникаций, более внимательно подбирать наставника.
Трудности могут возникнуть, чаще всего, с недопониманием потребностей и возможностей конкретного специалиста, выбором наставника, который готов уделять значительное количество времени на подготовку начинающего сотрудника. Важно включать такого специалиста в микросообщества по интересам и возрасту, поощрять коммуникации с другими подразделениями, чтобы работники из числа молодежи находили удовлетворение своих потребностей в неформальном общении со сверстниками.
И какой-то совет от вас всем, кто жаждет получить работу мечты в IT-отрасли.
Большой и важный совет: быть готовым много трудиться.
Прежде, чем пытаться попасть в конкретную компанию, важно понять, что именно вы рассчитываете там найти? Попробуйте разузнать, точно ли там это есть. Не исключено, что ваши ожидания основаны на мифах, а то, к чему вы на самом деле стремитесь, быстрее обретете в менее «крутой» компании.
Например, в «звездных» компаниях многие ищут высокие зарплаты, а на самом деле часто действует обратный принцип: чем известнее и престижнее компания, тем меньше вероятность, что зарплаты будут выше рынка.
Это объяснимо просто: платить больше вынуждены как раз менее известные компании, потому что, кроме материальных выгод, нечем привлечь хороших специалистов.
Важно ответить себе на все вопросы по пунктам:
1. Что это за работа?
2. Какая компания?
3. Что конкретно я умею делать на отлично, «руками»?
4. Что я хочу делать?
5. Где работать (офис, удаленно)?
6. К какому графику готов?
7. Какую зарплату хочу получать?
Далее по этому плану и действовать: оценить свои знания и опыт, подготовить резюме, составить программу развития нужных навыков, следить за вакансиями, найти информацию о компаниях, в которые хотите попасть, интересоваться продуктом или технологиями, которые в этой компании применяют, тиражируют или внедряют. Ну и, конечно, откликаться на вакансии и присылать резюме в службу персонала напрямую.